Будет жестко. В Москве пройдет фестиваль TERRITORIЯ

16 октября 2006 г.
В Москве пройдет фестиваль TERRITORIЯ – предвыборное и замечательное пересечение всех искусств, которое мало кто увидит. В Москве появился новый фестиваль. И не какой-нибудь заштатный, а суперамбициозный, организованный – небывалое дело – не менеджерами, а самими людьми искусства. Да еще объявляющий себя мероприятием, прежде всего, демократическим. Называется он Фестиваль современного искусства TERRITORIЯ, и в организаторах его числят актеров Евгения Миронова и Чулпан Хаматову, режиссера Кирилла Серебренникова, дирижера Теодора Курентзиса и только двух людей, и прежде занимавшихся кураторством: театрального критика Романа Должанского (он же один из арт-директоров фестиваля NET) и музыкального критика Бориса Барабанова.
За полторы недели, с 16 до 23 октября, в программе «Территории» пройдет три драматических спектакля и один танцевальный, несколько фильмов, серия клубных концертов и один филармонический, выставка комиксов и большой поэтический вечер. А еще многочисленные мастер-классы представителей всех искусств из разных стран, организованные для 200 студентов, специально привезенных из региональных училищ и институтов искусства Ярославля, Иркутска, Саратова, Нижнего Новгорода, Казани и Магнитогорска.

Фестиваль с самого начала называет себя школой, и организаторы торжественно провозглашают, что устраивают его «не для ценителей искусства и эстетов, а для молодых» (тем самым обидно выводя молодых из числа любителей искусства).

Знак фестиваля – линии метро, причем организаторы называют главным не линии, а станции пересадок как точки пересечения разных искусств. Московский метрополитен (который значится одним из спонсоров и предоставляет свои станции для некоторых фестивальных мероприятий) считает себя символом андерграундной и демократичной направленности «Территории», поскольку только здесь, под землей, как уверял на пресс-конференции искушенный начальник столичного метро, «можно встретить и бомжа, и олигарха».

Но пойдем по порядку. Сначала про амбициозность. Имена и названия коллективов, на которых строится программа фестиваля, действительно первого ряда, причем каждое с оттенком некоторой если не скандальности, то эксперимента.

«Тем, кто охраняет какие-то сакральные территории, на этот фестиваль лучше не соваться», – с угрозой говорил Кирилл Серебренников, которого Миронов представил главным идеологом команды.

«Здесь все лучшее! Карл Маркс – немец, а революция произошла здесь!» – невпопад радовался Курентзис. И уверял, что наконец-то зрителям предстоит увидеть не то, что происходило в мире лет двадцать назад, как это якобы обычно бывает на российских мероприятиях, а то, что всюду появится только лет через десять.

Все эти высказывания, разумеется, классические понты: в программе «Территории» стопроцентные премьеры соседствуют с событиями, уже давно известными за рубежом, и даже теми, что не первый раз проходят в Москве (как, например, одноактный танцспектакль «Свадебка» Татьяны Багановой или перформанс Олега Кулика «Кулик кулику глаз выклюет»). К тому же стоит сделать скидку на понятную неосведомленность устроителей о том, что происходит в чужих им областях искусства (Серебренников, изумляя арт-критиков, уверял: мастер-класс Кулика – событие экстраординарное, поскольку его лишь за границей считают знаменитым художником, а у нас числят городским сумасшедшим).

Но, конечно, никакие понты и нелепости не смогут испортить впечатления от действительно качественно составленной и весьма дорогостоящей программы. Один из главных спонсоров фестиваля – администрация президента РФ, что позволяет воспринимать это событие как предвыборное.

Другое дело – демократизм. Устроители объявили «Территорию» фестивалем для молодежи и обещали сделать билеты на мероприятия максимально доступными – 100 рублей для студентов и до двух с половиной тысяч для всех остальных. Но на деле большинство событий фестиваля превратилось в совершенно закрытые. И непонятно, зачем нужно широко рекламировать спектакли или поэтический вечер, если даже на сайте «Территории» на вопрос, где купить на них билет, честно отвечают: нигде, билеты распространяла дирекция.

Но к черту придирки, поговорим о программе фестиваля. Начинается все со спектакля венгерского театра Kretakor «BLAKLAND». Тридцатидвухлетний Арпад Шиллинг, которого сейчас считают одной из главных театральных надежд Европы, впервые побывал в России год назад, на прошлом NET, с очень современной и тонко психологичной чеховской «Чайкой». Теперь он приедет со спектаклем, совершенно не похожим на то, что видели москвичи: участники представления сочинили «Черную страну» вместе безо всякой пьесы, на основе обычных sms-сообщений. Получился мрачноватый концерт-обозрение, представляющий нынешнюю Венгрию в самом черном свете.

«Это будет жестко, – тихо предупредил знакомый из оргкомитета. – В первый ряд не садитесь».

Второй спектакль из театральной программы – «Демон. Вид сверху» Лаборатории Дмитрия Крымова. Спектакли, которые ставит художник Крымов со своими гитисовскими студентами, представлять не надо: за последние полтора года они стремительно прославились и даже выдвигались на «Золотую маску». Ценно то, что нынешнюю премьеру, которую будут играть в васильевской Школе драматического искусства, взялась финансировать сама «Территория» (как делают все солидные фестивали, заказывая постановки интересным им режиссерам), и уже за это ей большое спасибо.

Наконец, последний драматический спектакль на фестивале – «Тебе, Воланчик (Федра)» знаменитой американской The Wooster Group, с семидесятых годов занимающейся в Нью-Йорке соединением на сцене человека с высокими технологиями. Разумеется, в постановке режиссера и идеолога этого театра Элизабет Лекомте никакой жизни человеческого духа не будет, это действо достаточно холодное и формализованное (стук бадминтонного воланчика тут –- аналог классицистского диалога, отбивающего реплики туда-сюда). Зато, говоря о спектаклях The Wooster Group, все с придыханием упоминают имена художников по свету, звуку и видео. Короче говоря, нам наконец-то привозят оригинал, бледные копии которого уже потихоньку селятся в российских театрах, вытаскивающих на сцену экраны и компьютеры.

А поскольку в США нет организаций, поддерживающих культурные обмены, приезд этого оригинала стоит таких денег, что вряд ли кто-то, кроме администрации президента, смог бы его оплатить.

Что касается танца, то кроме старой «Свадебки» Стравинского лучший отечественный модерн-данс – екатеринбургские «Провинциальные танцы» – привезут и одноактовку «После вовлеченности» на музыку Эрве Леграна, сделанную по заказу западных фестивалей и уже показанную в Европе.

В Зале Чайковского Курентзис проведет единственный академический концерт фестиваля. В нем самое интригующее – не звездные исполнители, которые тоже будут, а специально написанные молодыми композиторами Дмитрием Курляндским, Сергеем Невским и Александром Щетинским сочинения под названием «Lacrimoza». Все клубные концерты «Территории» будут происходить в самом большом столичном клубе «Апельсин». Их главный объединяющий сюжет в том, что приехавшие из-за границы исполнители (уверяют, что большинство из них – без преувеличения, звезды) имеют российские корни. Особенно хвалят уроженку Бразилии Сибелль, 20-го она будет петь в «Апельсине» неофолк.

Кроме того, в программе есть выставочный проект «Троянский кролик» – визуальные размышления художников комиксов из России, США, Франции и Японии над феноменом кролика в современной культуре.

Проект пройдет при участии Ларри Хамы, известного нью-йоркского арт-деятеля, автора и редактора издательства Marvel Comics, вьетнамского ветерана. Последнее существенно, поскольку на основе личных впечатлений Хамы о войне появился комикс «J.I. Joe». Сам классик, проведя выставку, устроит мастер-класс «Зрительное повествование: Искусство движения».

Ну и одно из самых амбициозных фестивальных мероприятий отечественного производства – вечер в Политехническом музее «100 минут поэзии». Кирилл Серебренников, объявивший, что сегодня даже не серебряный, а поистине золотой век российской поэзии, выбрал стихи десятерых поэтов (Шиш Брянский, Дмитрий Воденников, Марианна Гейде, Алексей Капустин, Яшка Каzанова, Дмитрий Плахов, Мария Протасова, Андрей Родионов, Борис Рыжий, Наиля Ямакова) и отдал их десятерым чтецам. По воле режиссера весьма известные артисты Анатолий Белый, Виктория Исакова, Андрей Кузичев, Евгений Миронов, Елена Морозова, Артур Смольянинов, Даниил Страхов, Чулпан Хаматова с примкнувшим к ним акыном Псоем Короленко будут читать стихи в окружении рисующих художников и играющих музыкантов.

Если учесть, что некоторые из этих текстов звучат весьма радикально, особенно со сцены Политехнического, помнящего вечера воодушевленных поэтов 60-х, в рифму к которым, очевидно, и придуманы «100 минут поэзии», то последнее мероприятие фестиваля может оказаться занятным и завершиться так чаемым организаторами скандалом.

Фестиваль пройдет с 15 по 23 октября, расписание уточняйте на сайте фестиваля

Дина Годер

Газета.RU


Комментарии

Еще никто не оставлял комментариев к данному материалу.

Добавить комментарий



Похожие статьи