ProReklamu.com: Реклама, Маркетинг, PR. Сделать стартовой | Добавить в избранное
Закрыть



Авторизация

И почему, несмотря на все объективные недостатки электромобилей, в них верят аналитики, автоконцерны, инвесторы и даже некоторые потребители Когда-то известный израильский политик Шимон Перес сказал, что главное зло современного мира – от нефти. Страны, обладающие «черным золотом», представляют опасность для окружающего мира – из получаемых денег оплачиваются мощные армии, большинство террористических организаций и продажные идеологи, обосновывающие целесообразность террора и войн. Очевидно, похожего мнения придерживается и Элон Маск, главный вдохновитель стартапа, который сумел перерасти в крупную компанию Tesla Motors.

Маск планирует вложить $6 млрд в крупнейшую в мире фабрику по производству солнечных батарей и литий-ионных аккумуляторов для электромобилей. Еще одна принадлежащая ему компания SolarCity объявила о покупке одного из крупнейших в США производителей солнечных батарей Silevo. Финансовые детали сделки не раскрываются, но аналитики Raymond James оценивают ее в $350-400 млн. SolarCity занимается установкой солнечных панелей на крышах жилых и промышленных зданий.

В числе инвесторов Tesla – основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, а также один из основателей платежной системы PayPal Элон Маск. Ее продукцию все чаще сравнивают с техникой Apple. Компания ориентирована на дизайн, производство и продажи электромобилей и компонентов к ним. Как несложно догадаться, названа она в честь всемирно известного физика Николы Тесла. Сердцем спорткара Tesla является двигатель переменного тока – именно Тесла в далеком 1882 году изобрел многофазный электромотор, который запатентовал по прошествии нескольких лет.

Пошатнуть нефтяное лобби

Любой вид энергии может считаться конкурентоспособным, если цена производства ниже или примерно равна стоимости использования других энергоносителей. Мощности Silevo внесут свой вклад в удешевление производства солнечных батарей SolarCity, и тогда, возможно, появится принципиально новый вид электрокаров. Но это будущее, а пока попытки вывести электрокары на рынок предпринимают различные автопроизводители, и конечно, Tesla уже далеко не единственная в своем роде.

Масштабным скандалом, связанным с электромобилями, считают события в Калифорнии середины 90-х. Калифорнийский комитет воздушных ресурсов (CARB) принял решение, что в 1998 году 2% проданных на территории штата автомобилей не должны производить выхлопов, а к 2003-му – все 10%. Такое решение сразу же поддержал американский гигант General Motors, который начал выпускать серийную модель EV1 с электрическим приводом. Только она была предназначена не для продажи, а для сдачи в лизинг. Но через несколько лет CARB сменил требование нулевой эмиссии на очень низкой. В 2003 году истек срок лизинга EV1, и General Motors изъяла и уничтожила почти все электромобили.

Тогда-то в СМИ и разгорелся скандал – оставшиеся не у дел владельцы электромобилей посчитали, что причиной всему мощное нефтяное лобби. Тем временем, новое направление в автомобилестроении все равно продолжало набирать обороты.

Через гибриды к электокарам

В августе 2006-го министр экономики, торговли и промышленности Японии утвердил план развития электромобилей, гибридов и аккумуляторов. Планом предусмотрено до 2015 года начать в Японии массовое производство двухместных электрокаров с запасом хода 80 км на одной зарядке, а также увеличить производство гибридных автомобилей. Они-то как раз и должны стать тем локомотивом, который потащит за собой вверх популярность и престиж моделей, оснащенных одной только электрической силовой установкой.

Toyota обещает, что уже через несколько лет каждая вторая, продаваемая в Западной Европе модель этого бренда будет оснащена гибридной силовой установкой. Крупнейший японский автопроизводитель работает над созданием нового поколения гибридных автомобилей Prius. В новой версии водитель по желанию может включать режим электромобиля, и проехать на аккумуляторах примерно 15 км.

Подобные модели разрабатывают и другие ведущие автоконцерны. Например, Ford Mercury Mariner обеспечивает пробег в режиме электромобиля 40 км, Citroën C-Metisse – 30 км. Toyota изучает возможность установки устройств для зарядки аккумуляторов гибридов на бензозаправочных станциях.

Государственная поддержка

Несмотря на многочисленные «детские болезни» электрокаров, аналитики оптимистично смотрят на их будущее. По прогнозам PriceWaterhouseCoopers, к 2015 году мировое производство электромобилей вырастет до 500 000 в год (примерно два украинских автомобильных рынка). Популяризировать и претворять в жизнь идею приобретения авто с нулевым уровнем выбросов помогают многочисленные целевые программы в различных странах.

В ходе визита Барака Обамы в Китай в 2009-м страны достигли компромисса относительно необходимости более активного участия в решении проблемы изменения климата. В итоге, США и КНР подписали соглашение о совместной разработке электромобилей на сумму $150 млн. Почта Японии, начиная с 2008-го, планирует приобрести 21 000 электромобилей для доставки почтовых отправлений на короткие расстояния. Правительство Германии до 2020 года намерено вывести на дороги страны 1 млн электромобилей, гибридных автомобилей и полных гибридов – на реализацию этой программы выделено 500 млн евро. В Ирландии до 2020-го на электроэнергию должны перевести 10% транспорта.

Илон Маск уже поспешил внести свою посильную лепту в закладку фундамента для предстоящих радикальных перемен в автомобильной индустрии. Представители SolarCity заявили, что рассматривают возможность строительства завода по производству солнечных батарей в Буффало, США. С помощью Silevo компания планирует втрое увеличить площадь крупнейшей в США солнечной электростанции Ivanpah. Кроме того, SolarCity ведет переговоры с властями Нью-Йорка о создании рядом с городом солнечной фермы. Проект обойдется в $5 млрд и создаст дополнительные 6500 рабочих мест. И самое важное: по мнению Маска, он позволит вдвое увеличить мировое производство литий-ионных аккумуляторов. Пока это самое слабое звено в электромобиле.

Игра на опережение

Маск немало всех удивил, когда сообщил в своем корпоративном блоге о намерении разрешить свободно использовать все патенты компании. Он понял, что компании грозит не конкуренция, а ее отсутствие. Не лишенный хитрости предприниматель одной из причин своего поступка называет борьбу с глобальным потеплением: «Проблемы с углеродом растут быстрее, чем наш конвейер наращивает объемы производства». Однако на самом деле он играет на опережение и преследует привычные в бизнесе меркантильные цели.

По материалам http://forbes.ua/