Денис Иванов: «Среднестатистический житель Украины ходит в кинотеатр раз в год»

16 февраля 2011 г.
Украинский кинопрокат, как впрочем, и мировой, живет за счет сборов от фильмов голливудских студий-мейджоров с огромными бюджетами. Но наряду с ними существует и узкая ниша независимого кино.

О его месте в отечественном кинобизнесе, особенностях распространения, украинском артхаусе и Одесском международном кинофестивале «МедиаБизнесу» рассказал директор дистрибуторской компании «Артхаус Трафик» и ОМКФ Денис Иванов.
- В 2005 году вы оценивали объем украинского артхаусного кинорынка в $ 100 тыс. Как изменилась ситуация за шесть лет?- Затрудняюсь сказать, но, конечно же, эта сумма увеличилась в несколько раз с 2005 года. Так, навскидку – на уровне 300-400 тыс долларов, если говорить о кинотеатральных сборах.- Какова доля артхауса в общем объеме кассовых сборов в Украине?- Здесь нужно разобраться, что мы понимаем под артхаусом. Если артхаус – это зарубежное кино с субтитрами, то думаю на уровне 100 тыс долларов и осталась. Есть определение артхауса как фильмов, которые не проходят по студиям-мейджорам. Тогда правильнее будет сказать, что есть кино, которое проходит через мейджорские пакеты, а есть все остальное кино. И в этом случае нужно просчитать валовые сборы всех фильмов, которые прошлись по независимой системе. В Украине среди дистрибуторов такого кино могу назвать Артхаус Трафик, Аврору, JRC, Каскад.- Со сколькими кинотеатрами сотрудничает ваша компания?- С начала сеть постоянно увеличивалась. После принятия закона об обязательном украинском дубляже, она сузилась до 20 площадок, которые имели цифровой формат DVD и небольшой артхаусный зальчик. Такая ситуация возникла, потому что было невыгодно производить все эти дорогостоящие процессы для кино: дубляж, перегон, печать копий. Сейчас, с развитием цифрового кино, мы набрали опять около 50 залов.- Где вы печатаете фильмокопии?- Сейчас, в условиях цифрового формата, печатаем в Украине. До этого, когда была пленка, были вынуждены заказывать копии либо в России, либо нанакладывать субтитры. Но в какой-то момент стало просто невыгодно выпускать что-либо потому, что народ у нас не очень любит читать субтитры, считает их чем-то вроде второго сорта. В тоже время в таких странах как Бельгия, Голландия, люди смотрят кино с субтитрами с детства и хорошо разговаривают на двух-трех европейских языках.- Насколько разнится количество дистрибуторов независимого кино в Украине и в России или Европе?Оно приблизительно находится в том же соотношении, что и объем рынка, и его развитие, или количество экранов. Например, в России в 15, а может и в 20 раз больше кинорынок, чем здесь, соответственно и компаний, которые занимаются независимым кино там больше. Есть различные параметры, по которым можно судить. Например, параметр общего хождения на кинопоказы, то есть среднестатистическое посещение кинотеатров жителем страны в год. В Украине частота похода в кинотеатр – один раз в год, а во Франции, грубо говоря, в несколько десятков раз больше.- Сколько независимых фильмов в год появляется в украинском прокате?- Только мы выпускаем порядка 50 проектов в год. Наши коллеги выпускают в среднем раз в три недели. То есть, думаю, около 60 фильмов в год выходит. Детальнее надо смотреть в прокатных свидетельствах компаний.- Будет ли в этом году новый фестиваль национального кино, кроме традиционных?- Надеемся, что да. Точных дат не могу сказать, но мы планируем провести фестиваль Скандинавского кино. Когда-то мы его делали, но традиция прервалась, а сейчас хотим возобновить его.- Как отбираются фильмы для украинского показа?- В принципе, к каждому фильму можно применить около 20 параметров, которые позволяют спрогнозировать успех или неуспех хорошего фильма. Например, комедии у нас любят больше, чем драмы. Чернокожих героев и азиатов у нас не очень любят, наверное, потому что не научились отличать друг от друга. (Улыбается).Мы часто выпускаем кино, которое очевидно не будет коммерчески успешным. Тем не менее, и на успех мы ориентируемся, когда есть сомнения. Грубо говоря, если перед нами два равновеликих фильма, мы, безусловно, выберем тот, на который пойдет большее количество зрителей.- Сколько из прокатываемых вами фильмов являются коммерчески успешными?- Три из пятидесяти.- Какие города показывают наиболее высокую посещаемость?- Киев, как столица, стоит над всеми остальными городами. Это связано и с экономической ситуацией, которая немножко отличается в Киеве от регионов. Но по сути дела, Одесса ничуть не хуже проявляет интерес в плане независимого кинематографа. У нас всегда это был один из самых сильных городов. В Донецке хорошо ходят. В принципе в каждом крупном городе есть какое-то количество любителей, интересующихся артхаусом: во Львове, Днепропетровске.- Насколько успешным был DVD-релиз вашего со-продюсерского проекта, украинского киноальманаха «Мудаки. Арабески»?К сожалению, DVD это формат, который уже мало показывает чудес. Но мы рассчитываем буквально через пару недель с Bigmir'ом сделать премьеру в Интернете этой подборки для того, чтобы несколько расширить аудиторию. Доступ будет бесплатным, там будет работать рекламная модель.- На какой стадии находится работа над вторым альманахом украинского короткометражного кино «Украина, goodbye!»?- Там много достаточно хороших сценариев, есть план съемок первых работ. Мы являемся в этом проекте со-продюсерами, то есть мы принадлежим к той же идеологии, но занимаемся частями процесса не всегда творческими, которые связаны с финансированием, последующей дистрибуцией, представлением на фестивалях этой подборки. Но более 50-ти сценариев есть уже в разработке, а порядка 10, как я понимаю, находятся на уровне запуска, то есть в процессе поисках режиссера или кастинга.- Когда планируется премьера?- Я думаю, это будет следующий год.- Сотрудничаете ли вы с государством?- Да, начиная с того, что получаем прокатные удостоверения. Поскольку мы являемся еще и живыми украинскими продюсерами, то мы также общаемся на тему поддержки молодого украинского кино. Сейчас при Министерстве культуры есть Агентство по кинематографии, которое очень серьезно занялось киноотраслью.Мы участвуем в рабочих группах по изменению и доработке законодательства, которое у нас, к сожалению, несовершенно: в нем нет понятия цифровых копий, во многих государственных органах происходит недопонимание или несоответствия понимания таможенной стоимости фильмокопий и еще ряда технических вопросов. Но пока еще рано говорить о каких-то результатах.- Осуществлялась ли какая-то конкретная поддержка со стороны государства?- Когда начался период украинизации проката, то государство сделало некий шаг в сторону артхаусных прокатчиков. На двух или трех проектах была поддержка: нам покрывали себестоимость субтитров, которые мы накладывали на фильмы высокого художественного качества.- На каком этапе находится работа по ІІ Одесскому международному кинофестивалю?- Работа началась уже давно. Сейчас идет подготовительный этап. Во-первых, происходит селекция фильмов. Наши представители были на разных фестивалях: Виктория Тигипко была на Санденсе, мы были в Париже, сейчас начался Берлинский кинофестиваль, от которого тоже много ждут. Потом будет серия селекционных работ на фестивалях поменьше, которые показывают национальные премьеры, для того чтобы увеличить количество международных премьер на фестивале.- Будут ли какие-то новшества в рамках фестиваля?- Мы развиваем направление кинорынка, который будет работать при Одесском кинофестивале. Предполагается, что он станет важной площадкой для коммуникации в кинобизнесе.Летняя киношкола в этом году будет иметь специальную часть, посвященную сценарному мастерству. Это будет такой рабочий семинар-интенсив практического характера. Предполагается, что из этого получится некое количество сценариев. Лучший из них получит приз.- Произошли ли изменения в команде организаторов ОМКФ?- Какие-то небольшие изменения присутствуют за счет расширения фестиваля. Мы взяли на заметку организационные моменты прошлого года, поэтому структура немножко изменится. Но все топ-менеджеры фестиваля остаются.- Не возникало ли у вас мысли заниматься чем-то другим, помимо артхаусного кино?- Я занимаюсь этим уже давно, поэтому для меня этот вопрос не стоит. Компания занимается практически всем в кинематографе. Еще, правда, не имеем собственного кинотеатра или сети, потому что считаем, что пока перспективнее заниматься другим направлением. Но на будущее у нас есть проект некоего зала, в котором был бы сконцентрирован уникальный контент.
 
Валерия Шевченко
http://www.mediabusiness.com.ua


Комментарии

Еще никто не оставлял комментариев к данному материалу.

Добавить комментарий



Похожие статьи