Юзабилити: что победит — унификация или новаторство?

28 января 2014 г.
Часто разработчики интерфейсов идут по пути копирования — во-первых, так проще, во-вторых, есть же «юзабилити», под которым часто (и неверно) понимаются привычки пользователей, вроде той, что логотип компании должен быть слева сверху, ссылки подчеркнутыми и т. д.

Так интерфейсы программ и приложений становятся все больше похожи друг на друга. Хорошо ли это? Придут ли «виртуальные» интерфейсы (веб-сервисов, мобильных приложений) к единому виду или все-таки останутся разными?Юзабилити — тема для размышлений настолько же благодатная, насколько и холиварная. Не так давно мы публиковали статью на «Хабре» про историю кнопки, и в комментариях прозвучала мысль о том, что пиком эволюции бытовой эргономики является полная унификация интерфейса. Пример с фотокамерой: палец ложится на кнопку определенной формы и фактуры, конкретные ощущения передаются в мозг, мозг сразу понимает, за что эта кнопка отвечает. Потому что она на всех устройствах одинаковая.Придут ли к этому веб-интерфейсы и интерфейсы приложений? Поговорим о боязни новых идей, подлинном удобстве и коварном маркетинге.Страшная сказка. Единый мировой интерфейсВ мире существует масса общепринятых условных обозначений — дорожные знаки, цифры арабские и римские. Подобные системы появились там, где встречались разные культуры, народы, которым требовалась общая система координат. В то же время исторически сложилось, что другие системы знаков так и остались суверенными, локальными (например, жесты разных народов). Однообразие коснулось только тех сфер, где оно позволяет избежать конфликтов, — оно появилось там, где непонимание вызовет серьезные последствия, угрозу.Бизнес в большинстве своем старается минимизировать риски. Соответственно, если слышен звон про то, что юзабилити и пользовательские привычки важны в плане влияния на продажи, — все бросаются искать формулу, минимизирующую риски. После экспериментов и наблюдений появляется шаблон мышления: делать вот так — «юзабельно», а значит, выгодно. Ловушка в том, что интерфейсы хотят развиваться, а требования бизнеса к ним играют роль тормоза.А теперь представьте, что партия N побеждает на выборах и, действуя в интересах того самого бизнеса, выносит на рассмотрение Думы закон о дизайне. Где четко прописано: ссылки делать синими и подчеркнутыми, для каждого термина есть утвержденная иконка, три колонки для корпоративных сайтов, шаг влево, шаг вправо — расстрел. Вся продукция, хоть на пиксель отступающая от Большого Гайдлайна, подлежит изъятию с последующим сжиганием в топке. Через год мир становится наполненным замечательными, удобными и очень похожими продуктами.Такой мир хорош, потому что:- Действует принцип «определенный тип продукта — один интерфейс».- Разработчика и пользователям не надо переучиваться, «пересаживаясь» с HTC на iPhone и наоборот. Amazon и интернет-магазин «Эльдорадо» — близнецы-братья (угу, теперь оба на «Битриксе»);- Силы дизайнеров направлены не на борьбу одних идей с другими, а на борьбу за улучшение одной общей идеи. Как при торжествующем коммунизме, да.Такой мир плох, потому что:Большой Гайдлайн уничтожает целую арену для конкуренции. Чем мериться бизнесу, если у всех всё одинаковое? Зачем совершенствоваться дизайнеру, искать новые формы, если они заведомо не подойдут под Гайдлайн?Человеческое воображение достаточно гибкое для того, чтобы справиться с практически любым способом управления сайтом/приложением. Поэтому рано или поздно найдутся «повстанцы», которые отринут тесную догму, режим будет свергнут, и снова учредится милая сердцу анархия в виде разных интерфейсов, экспериментов, новаторских идей и развития вместо стагнации.Так, жуткий мир в эквилибриум-стиле, который мы тут нарисовали, — полностью нежизнеспособен, и главная причина этому — маркетинг.Поле ярких экспериментовПочему не стоит бояться экспериментов в интерфейсах? Во-первых, потому что пользователи стали взыскательнее, чем даже 5 лет назад, и их порядком утомила «одинаковость». Во-вторых, потому что бизнес должен конкурировать, а значит — отличаться. Любое отличие на первый взгляд одинаковых продуктов может стать конкурентным преимуществом. Сайт компании, «как у конкурентов, но лучше» — это худшая формулировка, на которую способен заказчик. В-третьих, дизайнерам нужна определенная свобода творчества — для того, чтобы искать и находить новые интерфейсные решения.Но насколько далеко можно зайти в этой самой свободе творчества? Где грань, перейдя которую, мы превратим приятную новизну интерфейса в шокирующий авангард?Интерфейсы и инстинктыЛистаете ли вы страничку на мониторе или лениво шлепаете пальцем по экрану планшета, или хрустите кнопками геймпада вашей консоли — все ваши действия имеют своих «предков». То есть вы ведь почему-то знаете, что вот это должно работать именно так, а не иначе.Что вообще стоит за нашим пользовательским опытом?Схожий опыт. Если вы управляли героем игры стрелками на клавиатуре, то без труда сможете делать то же самое и с помощью стрелок на геймпаде.Подражание. Если вы ни разу не сталкивались с компьютерными играми, то, однажды «подсмотрев», как это делает сосед, — тоже сможете воспроизвести его действия.Интеллект. Если вы опытным путем узнали, что стрелка «влево» перемещает персонажа влево, то легко «достроите» остальную схему управления в уме.Интуиция. Чтобы запустить приложение на планшете, нужно нажать пальцем на его иконку. Это сможет безошибочно сделать и ребенок, ведь все мы с рождения привыкаем указывать пальцем на объекты.Выдвинем гипотезу о том, что любая модель взаимодействия пользователя и интерфейса основана на одном из четырех качеств, названных выше. Самое простое и быстрое — дать пользователю привычное, виденное ранее (основа — опыт). Самое действенное в плане борьбы на конкурентном рынке — дать пользователю новое, но удобное и интуитивно понятное (основа — интуиция).Именно последнее применяется во всех наиболее успешных интерфейсных механиках. Например, если присмотреться к интерфейсам планшетов, то можно провести довольно забавные параллели с реальным миром:И еще с десяток подобных аналогий — и это только на тач-устройствах .Путь новаторства — это не спонтанное движение наугад, это всегда движение, подчиненное определенным законам — законами человеческого поведения. Самые лучшие новаторские интерфейсы взывают к интуиции, рефлексам человека. Чуть менее простые для понимания базируются на способности человека самостоятельно находить взаимосвязи, анализировать. А самая «легкая» дорога к созданию удобного интерфейса — обратиться к аналогичному опыту пользователя, подражать уже знакомому. Но никогда хорошее юзабилити не вырастет из бесцельного «креатива»: всё-таки проектирование интерфейсов — работа насколько творческая, настолько и аналитическая.Формула удачного интерфейсаУнификация интерфейса хороша в рамках одного программного продукта (приложения, например). Если создавать жесткий гайдлайн по дизайну в конкурентной среде (недавно холиварили по поводу гайдов для приложений iOS 7) — получится стильно, но слишком уж ровно. Видимо, Apple тоже всё понимает и придает гайдлайнам только рекомендательный характер. Конкуренция должна быть не только между разными площадками (App Store и Google Play, например), но и внутри площадок — это позволит технологиям развиваться, а торговой площадке существовать.По-настоящему удачные ходы в интерфейсах всегда основаны на одном из выше перечисленных принципов. В порядке возрастания ценности для продукта: опыт, подражание, интеллект, интуиция.Значение экспериментаКак говорит наш дизайнер Антон, законы никогда не будут успевать за потребностями. Сайты, на которые равняются дизайнеры сейчас, и на сайты-то в привычном смысле не похожи — это целые интерактивные приключения. И не в смысле «ворох графики и CSS-анимации» — а в смысле функциональности и свежести интерфейса. Тем важнее делать упор на хорошее юзабилити, если весь ваш продукт — интерфейс, а не яркие картинки и вау-эффекты.Интерфейс сервиса, где вы можете инвестировать в коллекционные монеты из драгоценных металлов. Покупать и продавать монеты из своей коллекции. Интерфейс, может, и не самый сложный, но чистенький, функциональный и понятный.Оригинальные решения в интерфейсах, если они к тому же и удобные, всегда сыграют на руку продукту. И не удивляйтесь потом, что находку вашего сайта или приложения растащат «на цитаты» конкуренты, не убоясь авторского права. Если, конечно, вы не Apple. Интерфейсы могут и должны отличаться, а действительно удобные находки от «шокирующего авангарда» отсеет время.В России сейчас стали очень активно заниматься интерфейсами и юзабилити. В том числе на уровне обычных корпоративных сайтов. Как ни странно, на Западе с юзабилити все куда хуже, чем у нас (если не брать во внимание e-commerce и некоторые веб-сервисы, вроде Pinterest или Woobox).Разберем несколько примеров — сайты банков (выбраны наугад).Здесь все совсем плохо: морально устаревший дизайн, лишние клики и переходы на другие сайты, громоздкие меню. Информация общего плана подается наравне с информацией, полезной для конкретного посетителя сайта. Отсутствует четкая структура подачи информации.В США относительно неплохо:Здесь получше: появилась адресное обращение к отдельным группам целевых посетителей, интерфейс ориентирован на них. Сайт представляет практическую ценность именно для клиентов банка. Информации в целом стало меньше, что есть большой плюс — в ней стало проще ориентироваться.Хорошее структурирование, поясняющая иконографика, онлайн-сервисы, встроенные на страницы сайта. Отечественные банки обогнали европейские и американские (во всяком случае, по уровню комфорта от пребывания на сайте).Экспериментируйте! Помните, что пользователи постоянно становятся опытнее. Если раньше им нужны были подсказки, то теперь они вполне справляются без них.По материалам http://www.cossa.ru


Комментарии

Еще никто не оставлял комментариев к данному материалу.

Добавить комментарий



Похожие статьи

  • Мозги или сердце? Сердце или мозги? Мозги или сердце? Сердце или мозги?
    Ладит ли твое сердце с мозгами? Каннские прогнозы 2014 готовы выяснить это. Каннская реклама цепляет за живое, она волнует.
  • Наиболее типичные ошибки юзабилити Наиболее типичные ошибки юзабилити
    Практика показывает, что обладатели сайтов, как правило, не уделяют необходимого внимания проблемам повышения степени удобства пользования ресурсом, то есть, юзабилити. Многие из них полагают, что состояние сайта неважно, а главное — первые строчки в рейтингах поисковых систем за счет продвижения сайта и число посетителей страницы. Подобное отношение к сайту способно отрицательно отразиться как на его дальнейшем продвижении, так и на процессе получения заявок и заказов.
  • Юзабилити сайта: работа над ошибками Юзабилити сайта: работа над ошибками
    Юзабилити сайта – это не новый термин в вебдизайне, но сегодня о нем вспомнили. В последнее время все чаще оптимизаторы говорят о том, что для продвижения сайта необходимо работать над юзабилити сайта, но, к сожалению, не все понимают что и как правильно делать и очень часто допускают катастрофические ошибки.
  • Новое слово ЮЗАБИЛИТИ Новое слово ЮЗАБИЛИТИ
    В последнее время опытные вебмастера и оптимизаторы все чаще и чаще говорят о юзабилити сайта и о том, как сильно юзабилити влияет на продвижение сайта. Что это такое и какое влияние оказывает на сайт мы сегодня и разберемся. Эксперты интернет маркетинга заверяют, что с помощью юзабилити можно управлять мнением посетителей о продукте или компании в целом. Все известные стартапы в своей основе содержат отличное юзабилити, что дает возможность роста популярности и посещаемости.
  • Юзабилити интернет магазина или как увеличить доход интернет магазина. Юзабилити интернет магазина или как увеличить доход интернет магазина.
    Сегодня интернет магазины можно смело отнести к одному из самых простых, а главное – очевидных способов заработка денег, ведь для представления товара в интернете вместо витрины используют сайт. Безусловно, в интернет-коммерции есть как свои «плюсы», так и «минусы». Но как увеличить доход с помощью юзабилити интернет магазина мы рассмотрим в статье дальше.
  • Академия пива решает вопросы пивного юзабилити Академия пива решает вопросы пивного юзабилити
    Австралийский бренд Hahn открыл пивную онлайн-академию, в которой доктора пивных наук прилагают все свои исследовательские способности, чтобы сделать жизнь пивомана более лучше.А жизнь юзера, который залипает в это время в монитор, веселее.
  • Каждый четвертый украинец считает, что реклама может повлиять на его выбор того или иного товара или услуги Каждый четвертый украинец считает, что реклама может повлиять на его выбор того или иного товара или услуги
    Таковы результаты исследования, проведенного медийным агентством полного цикла Nirvana Media. Согласно социологическому исследованию*, проведенному по заказу медийного агентства полного цикла Nirvana Media, выяснилось, что 25% украинцев при выборе товара или услуги руководствуются тем, что они видели или слышали в рекламе, 14% не руководствуются и для 61% - реклама не всегда основа выбора.
  • Новое поколение PR-специалистов на украинском рынке. Кто победит: отцы или дети? Новое поколение PR-специалистов на украинском рынке. Кто победит: отцы или дети?
    28 мая 2009 г., в рамках 10-го КМФР состоялось ток-шоу "Новое поколение PR-специалистов на украинском рынке. Кто победит: отцы или дети?". Мероприятие проходило под эгидой Украинского PR-альянса (UPRA).
  • "Новое поколение PR-специалистов на украинском рынке. Кто победит: отцы или дети?" "Новое поколение PR-специалистов на украинском рынке. Кто победит: отцы или дети?"
    28 мая 2009 г., в рамках 10-го КМФР состоится Ток-шоу "Новое поколение PR-специалистов на украинском рынке.  Кто победит: отцы или дети?"
  • «КОЗАЦЬКА РОЗВАГА» - ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ! «КОЗАЦЬКА РОЗВАГА» - ПУСТЬ ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ!
    17 августа 2006 года в рамках Национальной Сорочинской ярмарки стартовал новый сезон силовых игр «Козацькі розваги». Силовые игры «Козацькі розваги» – это захватывающая красочная стилизация быта и развлечений наших далеких предков – от состязаний чумаков до боевого гопака.  
Remadeys